Hay Adat :: ТРИБУНА | Aрмянские традиции, вера, герои, история Армении, горские обычаи и нравы
ГлавнаяТрибунаСсылкиКонтакты

ТРИБУНА



В ПЕРВОМ ? ОКОНЧАТЕЛЬНОМ…

В настоящее время мало кто сомневается в том, что к моменту распада Советского Союза уже были разработаны определенные механизмы воздействия на каждый самоопределяющийся союзный субъект с целью направить новые общественно-политические развития по заданному отцами современного либерализма идеологическому курсу. Подобные сценарии были рассчитаны на становление неких наднациональных обществ, которые могли спокойно пастись на сочных лугах мнимого гражданского равноправия с перспективой обнаружения и поглощения "идеологически чистых продуктов", в том числе - наиболее вкусного грантового ягеля.

Стоит отметить, что в своем армянском переложении эти разработки выдались весьма умелыми, ибо жвачное сообщество агрессивно прогрессирует, опусто?ая именно те луга и предгорья, откуда и начиналась когда-то национальная ?стория. На фоне этого безобразного выпаса, готовность армянского парламента провозгласить 11 августа Днем национальной идентичности - почти сворачивание с "заданного курса".

Конечно, проект об изменениях в законе "О праздниках и памятных датах" пока еще принят только в первом чтении, и это обстоятельство не исключает достаточно жесткого - уже в ближай?ее время - противодействия со стороны "опомнив?егося" вдруг контингента. В случае необходимости "озарение" может наступить и с подачи благонадежного элемента, представленного у нас не только десятками неправительственных организаций, но и разными влиятельными особями, учуяв?ими перспективу резкого ограничения завтра?него прикорма. Возможно (и в это хочется верить), что подобные опасения изначально преувеличены, ибо вне зависимости от общественного положения и сферы занятости ре?ающий голос принадлежит все же представителям нации, которой неоднократно удавалось выживать, причем "выживать не чудом", а именно благодаря тому, что символика 11 августа сопровождала ее в самых невероятных условиях и всегда воспринималась как Первое чтение национальной истории.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на один вопрос. Степень расслоения (причем не только социального) современного армянского общества настолько велика, что некоторые на?и соотечественники из самых разных соображений (кто - из меркантильных, кто - ввиду свой "продвинутости" и т. д.) могут скептически и даже враждебно воспринять соответствующий настрой боль?инства армянских законодателей. Однако это именно та тема, которая не должна оспариваться вообще. Она не может становиться предметом разногласий, как и не может стать таковым факт армянской этнокультурной преемственности и национальной идентичности. В этой связи определенную тревогу вызывают безответственные и крайне необоснованные попытки противопоставить друг другу отдельные этапы армянской истории и культуры и тем самым разрубить корни единого генеалогического древа.

?менно в аспекте всевозможных вызовов армянской государственности, особенно на фоне деятельности поддерживающих и усугубляющих эти вызовы "внутренних структур", данный вопрос приобретает особый смысл и актуальность. Особенно неприемлемы убогие рассуждения об антагонизме между архаичными и христианскими составляющими национальной истории, упрямо тиражируемые людьми, которые не способны рассматривать в единой плоскости царя-язычника Тиграна Второго и христианского монарха А?ота Багратуни.

Армянское генеалогическое древо - это уходящий корнями в глубь тысячелетий национальный ствол со множеством разветвлений - архаичного, эллинистического, христианского и даже хронологически кро?ечного - советского периодов, каждое из которых в свою очередь отличается великим разнообразием, дающим начало новым свежим побегам.

В годы независимости, да и в пред?ествующий советский период, на том или ином уровне, в той или иной форме отмечались разные юбилеи: 1000-летие героического эпоса армянского народа, 2750-летие основания Еревана, 1550-летие Аварайрского сражения, 1000-летие создания "Книги скорбных песнопений", 1600-летие изобретения современного армянского письма, 1700-летие провозгла?ения христианства государственной религией, 2100-летие вос?ествия на рестол Тиграна Второго... Умалять значение каждого из этих событий, конечно же, недопустимо (да и в принципе невозможно), однако всегда необходимо исходить из того, что все они являются побегами единого ствола, корни которого располагаются на глубине 4500 лет. Посему день 11 августа - это праздник корней армянской вегетации, а не отдельной ветки национального древа. Это именно тот случай, когда ре?ение давно уже принято самой историей, причем "в первом и окончательном чтении".


Автор Арис КАЗ?НЯН