ГлавнаяТрибунаСсылкиКонтакты

Hay Adat это идеология, философия, мудрые мысли и наставления великих деятелей и героев Армянского народа, обеты и кодексы древних Армянских княжеских родов, народный эпос и горские авандуйты (адаты) наших предков, которые дошли до нас через века, чтобы в этот судьбоносный для нашего народа период стать маяком, который укажет верный путь...
Все это знание, объединенное в одно слово Hay Adat, должно стать основой, фундаментом и опорой для молодого поколения Армян, неписанным правилом жизни настоящего Армянина, которое будет передаваться из поколения в поколение, став универсальным и незыблемым адатом для всех Армян.

"Встретившись с полчищами Бэла, старайтесь подобраться к месту, где будет находиться Бэл в окружении толпы храбрецов. Либо умрем и наши люди попадут в рабство к Бэлу, либо покажем на нем искусность перстов наших и, рассеяв полчища, добьемся победы". Эти дошедшие до нас слова Айка Наапета из речи, произнесенной перед воинами за 2492 года до Рождества Христова, исполнены глубокого смысла, концентрированного выражения ментальности, характера, нравственного облика армянина, нашей исторически сложившейся психологии. А само описание сражения - один из древнейших письменных памятников истории мирового военного искусства, заимствовано из труда древнеассирийского историка, хранившегося в библиотеке Ниневии и завещанного потомкам отцом армянской истории Мовсесом Хоренаци. Эта произнесенная 4500 лет назад нашим праотцом Айком короткая, разящая, но исполненная глубокого смысла речь должна быть внесена в наши учебники, чтобы каждый армянский ребенок знал ее наизусть. Всесторонний ее анализ потребовал бы сотни страниц, поэтому ограничимся лишь следующими конспективными заметками.

1. ПОСКОЛЬКУ ИСТОРИЯ НАШЕГО НАРОДА начинается борьбой патриарха Айка против идолопоклонничества, свидетельством о рождении армянского народа является духовная борьба за свободу и сохранение своего национального вероучения, которую спустя 2943 года после великого подвига Айка Наапета продолжила Армянская Церковь под предводительством Св. Вардана Мамиконяна в Аварайре.

2. НАШ ПРАОТЕЦ ПОЧТИ ЗА ДВЕ С ПОЛОВИНОЙ ТЫСЯЧИ ЛЕТ ДО РОЖДЕНИЯ ХРИСТА не только сорвал маску с провозгласившего себя богом тирана, но и на глазах его подданных уничтожил "возомнившую себя богом статую из мяса" (Себеос, История). Разоблачения подобного масштаба история цивилизации не знала, и впоследствии оно осталось уникальным и неповторимым. А это означает, что армяне изначально были не только монотеистами, но и зачинателями борьбы цивилизации против идолопоклонства и многобожия, которая стала одновременно и первой в истории человечества борьбой за свободу совести.

3. ДОШЕДШИЕ ДО НАС ПОВЕСТВОВАНИЯ О ПАТРИАРХЕ АЙКЕ свидетельствует также, что армянин своей кровью, темпераментом, делом, мышлением и сущностью был единобожцем, почитал единого Бога за 2492 года до Рождества Христова.
Следовательно, тот факт, что Св. Григорием в 301г. сотни тысяч армян были крещены и что именно армяне первыми приняли христианскую веру всей нацией и государством, неслучаен, поскольку для армянства "христианство было не одеждой, а цветом тела" (Св. Вардан), "армянство и его христианство слились в единую сущность... Судьба обоих тождественна" (Гарегин Нжде). Следовательно, армяне в 301г. не от язычества отказались, а восстановили свое единобожие.

4. АЙК НААПЕТ ЗАЛОЖИЛ ОСНОВЫ АРМЯНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ 4500 ЛЕТ НАЗАД. После принятия нацией и государством христианства нашей национальной идеологией стало созданное Григорием Просветителем Армянское христианство - Армяноисповедание (Айадаванутюн) , которое в последующие века дополнили, развили его последователи Св. Нерсес, Св. Саак, Св. Месроп, Св. Григор Нарекаци, Св. Нерсес Шнорали, Св. Ован Воротнеци, Св. Григор и Мовсес Татеваци и другие выдающиеся представители армянской науки, истории, литературы и искусства. Наши святые отцы и переводчики "золотого века" с Мамиконянами, Вардананцами, Гевондянцами, Атомянцами и другими выдающимися деятелями обработали, упорядочили, развили систему самозащиты армянского христианства, которую в VIII веке Мушег Мамиконян и его сподвижники, обобщив, назвали "Ухт Мамиконянов".
Через 1500 лет после "золотого века" преданную забвению армянскую идеологию самозащиты возродил и придал ей целостный вид Гарегин Нжде. Он, считая "Ухт Мамиконянов" "вечным оружием рода", назвал его в 1919-1921гг. в Зангезуре "Ухт Давид бека", в 1934г. в США – "Цегакрон Ухт", а в 1936-1937гг. в Болгарии - "Таронаканутюн".

Имея в 20 странах более 2500 последователей, Гарегин Нжде и его ближайшие друзья - доктор философии Айк Асатрян, Нерсес Аствацатурян и другие - планировали в 1939г. созвать всеармянский учредительный съезд единомышленников, чему помешала начавшаяся Вторая мировая война. Сами Гарегин Нжде и Айк Асатрян так изложили сущность "Ухт Мамиконянов": "На нашей планете самый священный обет всегда давался во имя Бога и Родины - Deo et Patria. Таким был и обет Мамиконянов". "Освятив и увековечив "Ухт Мамиконянов", Церковь дала нашему народу самое разящее и победоносное оружие самозащиты - "осознанную смерть". Айренатирутюн (владение Родиной) - вот религия нашего обновления, осуществление которого запоздает настолько, насколько запоздает обновление нашего народа. Не время ли, чтобы каждый армянин стал последователем "Ухта Мамиконянов"? Есть один предводитель, и это - Ухт Мамиконянов.