Сероб "Ахбюр" Варданян

Сероб Варданян родился в селе Сохорд (1864 г.) провинции Ахлат. (Ил Битлис, Западная Армения).

В юношеском возрасте во время  столкновения с двумя курдами убил одного из них. Для того чтобы избежать кровной мести с курдской семьей уезжает в Константинополь. В 1891 году перемещается в Румынию, где в 1893г. входит в состав АРФ Дашнакцутюн. В том же году уезжает в Батуми, оттуда в Карин, где действует в национальных вооруженных группах. В конце 1895 года с группой бойцов возвращается в родной Ахлат и начинает подготовку народа к самозащите. Участвует в огромном количестве битв. 

Турецкие власти следили за каждым его шагом при помощи шпионов. Сероб Организовал в армянских селах партийные комитеты и самооборону из семи боевых отрядов, успешно защищая армянские села (Тегут и Сохорд)в ходе организованной Абдул Гамидом резни 1896 года. Постепенно его имя становилось легендарным, он был настоящим народным героем, защитником крестьян, звавшим его Ахпюр Сероб (Родник Сероб). Его блестящие победы над регулярными турецкими войсками в Шамиране, Джргоре, Согорде, Немруте, Сасуне, Хатвине были просто фантастическими по своей дерзости и самоотверженности, и народ сложил многочисленные песни о своем Серобе. После знаменитого боя у Бабшена (20 октября 1898) Ахбюр Сероб не мог оставаться в Хлате; преследуемый карательными отрядами турецких властей, он укрылся в Сасуне. Несколько раз турецкие войска окружали его дом, но он со своими смельчаками то с боем выходил из окружения, то благодаря своей находчивости исчезал из-под носа турок. 

 "В стране султана без хлеба оставайтесь, но без оружия - никогда..." - Сероб Варданян

            В ноябре 1899 года в Гелиегузане, предатель из Гехашена Аве отравляет Сероб-пашу по наущению местного правителя, курдского аги Башире Халила, получившего за это орден от султана. Через 8 месяцев Андраник совершил свое дело мести: настиг со своей дружиной Халила, убил его и с ним семнадцать курдов и, в качестве трофея, унес с собой орден Абдул-Гамида ( прим. носил его на сапоге, за что и получил от турков прозвище "Паша") В женевском архиве Дашнакцутюн султанский орден хранится и по сей день. Что же касается предателя Аве, то голову с плеч Аве снял Геворг Чауш, а так же принял решение казнить весь его род из-за такого грязного и непростительного предательства.  

Отряд Ахбюра Сероба.

Ахбюр Сероб — один из первых армянских фидаи. Действия его группы отличались дерзостью, находчивостью, умелым ведением боя. Сероб был не только организатором и вождем революционного движения Западной Армении – черты его личности стали идеальным образом армянского фидаи. 

 

«Сероб,- рассказывает Сосе, - очень часто приходил в наш дом и проводил время с моими братьями. Он был красивым мужчиной, высоким, могучим и подвижным. Был очень серьезен в поступках и умен в речи.

Я была очень избалована в нашем доме, и естественно находилась всегда рядом с мужчинами, и имела смелость с ними общаться.

Как-то раз мои дяди в шутку решили узнать, с кем я хочу помолвиться. В этот день Сероб был вместе с моими братьями у нас дома.Я дяде сказала, «Если и помолвиться, то я хочу выйти за Сероба».- Все засмеялись. Сероб тоже засмеялся, но чуть позже стал серьезнее, замолчал, а после того как поел сразу ушел из дома.

Несколько месяцев прошло после этого разговора, и Сероб пришел свататься со мной. Шутка стала реальностью. В 1881* году я и Среоб поженились, а уже через 2 года у нас родился сын Акоп.

Воспоминания Сосе Майрик.

 

«АХПЮР - СЕРОБ ВАРДАНЯН»

О ты, великан цареподобный, воинственный и могучий, 
Прости меня за то, что к тебе обращаюсь, как к брату, 
И огнедышащей лирой мученика и возлюбленного в этот вечер 
О тебе твоим обожателям я песнь свою пою. 
Хотя мне не хватает дыхания, чтобы пропеть славу твоей победы, 
Хотя мой скромный разум никогда не поднимется до вершин твоего имени, 
Хотя душа моя недостойна постичь душу героя, 
Хотя моя мысль скудна, а слог мой прост, 
Хотя не освящена еще тебе посвященная ризница, 
и ладан, курившийся в твою честь, пока еще чужой, 
Ибо я жалкий плакальщик над пеплом и судьбой Отчизны своей, 
Хотя я не был с тобой в твоих походах смелых, ибо рабская суета сковала мои дни, 
Ибо в ратных делах твоей борьбы не смогли бы выдержать ни руки мои, ни грудь, 
Ибо в мыслях моих не родилась до сих пор ни одна искра бунта.

Прости меня, брата твоего, который в этот вечер поклоняется тебе, 
Цепляется, как безумный, за могучую тень твою, что шагает от горизонта и до горизонта. 
И пусть я опьянею от твоего героического дыхания, 
И пусть я изменюсь от идей твоих, и дел твоих свершенных, 
И от крылатого имени твоего, словно тростник, я буду дрожать, 
И пусть я омоюсь верой твоей и следовать буду твоим приказам, 
Потому что твой образ с грустной кротостью глаз, 
Вместе с мечтами твоими и боевыми картинами твоих побед 
Способны воспламенить кровь мою, исправить заблудшего, 
Сделать мои руки и грудь железными... 
Все эти годы ты был устрашением для орд варварских. 
Ты — меч справедливости, подобно молнии сверкающий... 
Под взглядом твоим орды преступников отступали и становились на колени.
Ты солнцем Родины был для всех несчастных. 
Ты был пророком воли и надежды, чью душу увидев, 
Весь Сасун, Муш, Багеш причащались к вере твоей... 
Ты защитником был всемогущим сиротского народа,…

 

Сиаманто. «Сыны Армении». (1904 г. Лейзен)

 

         «С юношеского возраста, когда я вступил в боевой отряд,  для нас существовали три «вершины»:  один из них Ахбюр Сероб, кого прозвали дедом фидаинов, Андраник, чей голос шел из гор Сасуна и Никол Думан. Эти трое были олицетворением революции, и геройства своего времени, в глазах молодежи».

«Генерал Дро»

 

 

Источники:

1. "Армянский фидаин в песнях" - Саак Саакян

2. genocide.ru

3. http://ru.hayazg.info/