Выступление Алека Еникомешяна в суде

Выступление Алека Еникомешяна в суде

МЕНЯ ЗОВУТ АЛЕКСАНДР ЕНИКОМЕШЯН

Ниже следует текст Выступления (записанного на кассету) Александра Еникомешяна перед Женевским судом:
"Меня зовут Александр Еникомешян. Я был арестован в Женеве в ночь на 3 октября 1980 года за нарушение статьи 226 швейцарского уголовного кодекса.
Действительно, я был занят подготовкой 3-х взрывчатых устройств слабой мощности. Я должен был заложить их в месте, которое мне должны были указать.
Я согласился выполнить это поручение потому, что оно соответствовало моему пониманию борьбы в целях разрешения армянской проблемы. Я в самом деле считаю, что вооруженная борьба является главным средством для разрешения этой проблемы.
В чем же состоит армянская проблема сегодня?
Когда говорят об армянском вопросе, то вспоминают о том, что в конце 19 века была резня армян. Не вдаваясь в историю, должен сказать, что армянский народ стал жертвой первого геноцида ХХ века. Во время первой мировой войны, начиная с 1915 года, оттоманские власти организовали и осуществили планомерное уничтожение армянского народа. Около 2 млн. армян были вынуждены покинуть дома, города и села, где они жили всегда, где армянский народ жил тысячелетиями. Во время этой насильственной депортации специально подготовленные вооруженные банды нападали на караваны, отнимали скудные средства депортируемых и убивали их. Так погибли многие сотни тысяч армян.
Другие сотни тысяч погибли во время долгого пути от усталости, голода и жажды.
Наконец, многие сотни тысяч армян, которые выжили в этой адской депортации, несмотря на бандитские налеты, были уничтожены в сирийской пустыне солдатами оттоманской армии. Реализация этого сценария была завершена полностью через несколько лет Кемалем Ататюрком, отцом современной Турции. Итого в течение этих нескольких лет более 1,5 млн. армян были вырезаны или убиты.
Западная Армения, т.е. Армения, оккупированная османцами, была очищена от своих коренных жителей, и только несколько сот тысяч армян смогли избежать резни. Часть из них нашла приют в Восточной Армении, т.е. в Армении, оккупированной царской империей, в настоящее время это Советская Армения, а другая часть рассеялась по всему миру, образовав то, что сегодня называют армянской диаспорой. Этот первый геноцид ХХ века, жертвой которого стал армянский народ, никогда не был признан Турцией и международными организациями. Мир продолжает хранить молчание вокруг этой проблемы. Преступники не наказаны, убытки не возмещены.

 

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ АРМЯН

Армянская проблема состоит не только в признании геноцида и возмещении убытков. В основном это проблема территориальных прав, т.е. права армянского народа возвратиться в Армению (Армению, оккупированную Турцией), так же, как и права его на самоопределение, что может привести к созданию независимого армянского государства.
Эти территориальные права для армянского народа являются правами историческими, ибо армянский народ всегда жил на этих территориях. На этих территориях 3 тыс. лет тому назад он сформировался как народ и как нация. Здесь он создавал свою историю. Здесь он узнал победы и поражения. Богатая армянская культура во всех ее аспектах, признанная всеми, кто ее изучал, также была создана здесь.

Озеро Ван и церковь "Ахтамар". Западная Армения.

Озеро Ван и церковь "Ахтамар". Западная Армения.

Одним словом, этот регион мира, оккупированный сегодня Турцией, который всегда был известен в мире под названием Армянского нагорья, является естественной родиной всего армянского народа: около 2 млн. армян, составляющих "армянскую диаспору", и тех армян, которые живут ныне в Советской Армении, но являются выходцами из Западной Армении.

ЛИВАН - СЕРДЦЕ ДИАСПОРЫ

Кроме этих двух аспектов армянская проблема имеет еще и третий, очень актуальный и важный, особенно касающийся 2 млн. армян диаспоры. Этой категории армян, к которой принадлежу и я, сегодня брошен вызов, она стоит перед важными проблемами, которые нуждаются в срочном решении. Так, в Ливане, который является политическим, культурным и религиозным центром диаспоры, армян преследуют в прямом смысле слова. Имеют место убийства, шантаж, психологические преследования и различные другие репрессии. Эти враждебные действия совершаются фашиствующими ливанскими политическими силами. В Ливане и особенно в Иране, в другой стране, где имеется большая армянская община, десятки тысяч армян живут в бидонвилях, в жалких условиях.
Во многих странах армянам практически запрещено развивать свою культуру и искусство. Повсюду в диаспоре, в особенности в западных странах, армянские общины находятся под угрозой ассимиляции со стороны народов, среди которых они живут. Таким образом, помимо политических, экономических и социальных проблем тех стран, в которых они живут, армяне испытывают трудности с проблемами, которые обусловлены простым фактом принадлежности их к армянскому народу.

Армянский квартал "Бурдж Хаммуд" в Бейруте (Ливан)

 

Постоянные преследования, геноцид, на этот раз "белый", продолжаются.
Это важные и актуальные проблемы, и они требуют срочного решения. Для нас, для меня единственное решение этой проблемы - в восстановлении национальных прав армянского народа. Армянская проблема прежде всего заключается в восстановлении законных исторических территориальных прав армянского народа. Для 2 млн. армян диаспоры это стало делом безотлагательным и необходимым.
Во-вторых, армянская проблема состоит в признании геноцида и в возмещении ущерба. Вот что такое армянская проблема для меня. Теперь посмотрим, что сделано для ее решения. В течение 60 лет армянский народ надеялся, что совесть мира проснется и что он обретет свои права. В течение 60 лет армянский народ использовал все средства, кроме силы, чтобы попытаться найти решение этой проблемы. Напрасно, Армения и армяне не интересовали никого.
1965-й год, 50-я годовщина армянского геноцида, был для нас годом подведения итогов. Мы с горечью констатировали, что не только не продвинулись ни на шаг, но, наоборот, отступили.

ТУРКИ-ФАЛЬСИФИКАТОРЫ ИСТОРИИ

Много было предпринято усилий, но усилий, носящих мирный характер. В течение последующих десяти лет, с 1965 по 1975 гг., армяне снова не раз стучались в двери главной заинтересованной страны - Турции. Они стучались в двери великих и малых держав, в двери Организации Объединенных Наций, они направляли меморандумы, создавали документы. Армяне-специалисты международного права ставили эти проблемы в юридическом плане. Повсюду в мире организовывались и проводились мирные уличные демонстрации, в которых участвовали десятки тысяч армян. Официальные делегации ставили эту проблему перед международными организациями. Были написаны десятки книг с целью осветить вопрос для мировой общественности.
Короче говоря, все возможные мирные средства были использованы.

 

1975 год был годом годовщины армянского геноцида, еще одним итоговым годом - и снова ничего. Ноль! Турция отрицала даже само существование армянской проблемы, а остальная часть мира также не желала ничего слышать ни об армянах, ни об Армении.
Я хочу привести два знаменательных примера, показывающих позицию Турции и остального мира в этом вопросе.
Первый пример касается Турции. Отвечая во время интервью, данного в 1979 г. издателю выходящей в Нью-Йорке на английском языке армянской газеты "Армениен рипортер", на вопрос, г-н Эджевит, в то время глава турецкого правительства, заявил, что он готов обсуждать исторические темы, касающиеся армян и турок, но что ни в коем случае турки не вернутся к интерпретации этих исторических фактов, что можно понять так: мы никогда не признаем армянский геноцид.
Вот что нашел возможным сказать этот господин, бывший тогда главой народно-республиканской партии, членом Социалистического интернационала! Теперь легко можно себе представить, какова позиция правых партий и военных, находящихся у власти в Турции сегодня.

 

ЧТО ТАКОЕ ТЕРРОРИЗМ

Второй пример говорит о позиции независимых государств по отношению к нашей проблеме, и чтобы найти его, не нужно далеко ходить, ибо факты имели место здесь, в Женеве.
Вот два при мера, наглядно показывающие отношение Турции и других государств к армянскому вопросу. И я должен подчеркнуть, что в обоих случаях речь идет не о признании геноцида, что, если брать проблему в целом, является вторичным.
В течение двух лет, в 1978 и 1979 гг., подкомиссия комиссии по правам человека ООН отказывалась внести в документ о геноциде и средствах его предупреждения пункт о геноциде армян, как о первом геноциде 20 века, и несмотря на доказательства и документы, представленные лицом, которому было поручено составить этот документ, "государственные интересы всегда брали верх над справедливостью".

 

Стратегические и экономические интересы всегда превалировали над законными правами народа. После 60 лет усилий и мирной борьбы, после стольких лет унижений армянский народ убедился, наконец, что безвозмездно ему ничего дано не будет, что если он хочет обрести свои законные права, то должен заплатить за это своей кровью, и именно поэтому появились боевые армянские организации.
Позиции государства, которое глумится над всеми понятиями о праве и справедливости, нужно было противопоставить волю народа. История нашего народа, в особенности в последние 60 лет, опыт других угнетенных народов показали, что вооруженная борьба остается главным средством для восстановления законных прав, и поэтому мы избрали именно вооруженную борьбу.
Сегодня нас обвиняют в том, что мы террористы. Но что означает это слово? По мне, террорист - тот, кто своими действиями стремится посеять страх. Мы не стремимся к тому, чтобы посеять страх. Мы не террористы. Мы не фашисты. Мы боремся за наше дело, за наши права.

 

НАШИМ ВРАГОМ ЯВЛЯЕТСЯ ТУРЕЦКОЕ ГОСУДАРСТВО

Мы знаем, кто наш враг, и наша борьба направлена против него. Наш враг - турецкое государство. Это государство, которое глумится над законными правами армян, которое издевалось и издевается над правами греческого народа, над правами кипрского народа, над правами всех национальных меньшинств, живущих в Турции. Это государство издевается даже над правами турецкого народа.
С 12 сентября 1980 г., даты государственного переворота, совершенного в Турции военными, по признанию самих военных властей 32 тыс. человек были брошены в тюрьмы. Эти заключенные подвергаются пыткам, некоторые из них погибли в тюрьмах.

 

Десятки людей были казнены, все демократические свободы уничтожены. Профсоюзы и политические партии распущены, свобода прессы ограничена, собрания запрещены. Вот это и есть терроризм. Это государство само является воплощением терроризма, и достойно сожаления то, что страны, считающие себя демократическими и защитницами прав народов, с плохо скрываемым удовлетворением приветствовали этот государственный переворот. Мы сожалеем, что эти страны оказывают Турции экономическую и военную помощь на много миллиардов долларов.
И тут их государственные интересы превалируют над всеми другими соображениями. И после этого нас считают террористами!

 

АРМЯНЕ - НАРОД, КОТОРЫЙ НЕ ИМЕЕТ ПРАВА НА ЖИЗНЬ

Нас обвиняют в применении насилия. Я принимаю это обвинение с гордостью и сразу же должен добавить, что есть два типа насилия: насилие угнетателей и насилие угнетенных. Насилие, к которому мы прибегаем, есть насилие угнетенных.
Если мы будем опускать голову перед унижением и угнетением, то мы станем народом, не имеющим права на жизнь. А мы - народ, который хочет жить, и никто не может отказать нам в праве на насилие, коль скоро все мирные способы решения нашей проблемы не привели ни к какому результату. Скажу больше. Если использование насилия обычно рассматривается как нарушение закона, то подталкивание к насилию заслуживает такой же оценки, и тот, кто мешает нам мирными путями решить нашу проблему, прямо толкает нас к насилию. Если хотят нас осудить за применение насилия, нужно осудить также и тех, кто толкает нас к нему, а это Турция и ее сообщники.

 

Я ЗНАЮ, ПОЧЕМУ Я СРАЖАЮСЬ

Армянская проблема существует, и нужно найти ее решение. Все возможные пути для ее решения были закрыты, кроме пути вооруженной борьбы, и то потому, что путь этот перекрыть невозможно. Если хотят перекрыть и этот путь, то должны будут стереть армянский народ с карты земного шара. Вот почему армянский народ и высказался за вооруженную борьбу, вот почему появились армянские боевые организации и я, Ара Александр Еникомешян, готовил в ночь на З-е октября 1980 г. три бомбы. Случай или, скорее, моя неопытность не позволили мне выполнить эту задачу. Вследствие взрыва этих устройств в моих руках я потерял зрение и левую руку, у меня плохо с ушами, нарушена координация, короче говоря, я стал инвалидом и отлично сознаю это. В обычных условиях я должен был бы быть подавленным, должен был бы сожалеть, что согласился взяться за выполнение этой задачи, что сделал выбор в пользу вооруженной борьбы.

 

Однако морально я чувствую себя удовлетворенным и не сожалею о выборе своего пути, ибо знаю, за что борюсь. Я сохраняю глубокую веру в мое дело и в его справедливость, я по-прежнему убежден, что вооруженная борьба остается главным средством для того, чтобы мы могли обрести наши права. Я знаю, кто мой враг, и поднимаю оружие только против него. Я знаю, для чего я пожертвовал стольким. Я только выполнил свой долг.
На пути своего исторического развития армянский народ принес миллионы жертв: не я первый, не я последний. Наша борьба будет еще долгой.

ДОВОЛЬНО УНИЖЕНИЙ!

Прежде чем закончить, мне бы хотелось высказаться по поводу покушений, совершенных после 3 октября 1980 года против интересов Швейцарии, покушений, в связи с которыми упоминалось мое имя. Я хотел бы подчеркнуть, что задача, которую поручили мне выполнить, отнюдь не была направлена против швейцарских интересов. Было бы несправедливо осуждать меня за покушения, имевшие место после 3 октября. Должен сказать, что я не одобряю их. Я глубоко сочувствую безвинно потерпевшим и сожалею, что отношения между армянами и Швейцарией дошли до такой точки.

Александр "Алек" Еникомешян

Говорю об этом не для того, чтобы попытаться спасти свою шкуру: я бы тогда не стал утверждать, что по своей воле согласился выполнить миссию в Женеве и, в особенности, что по-прежнему убежден в том, что вооруженная борьба остается главным средством для восстановления наших прав. Повторяю: я не одобряю их, но понимаю, и понимаю очень хорошо. Потому что когда отрицаются права целого народа и весь мир хранит по этому поводу абсолютное молчание и когда один из его представителей платит своей жизнью, зрением и молодостью за свободу своей родины, а его арестовывают, то вполне нормально, что он возмущен. И пусть нам не говорят, что здесь смешивают политическое дело с юридическим. Армянскому народу все это уже надоело. Довольно унижений!

Армян откровенно подтолкнули на применение насилия. Пусть остерегаются толкать их к нигилизму".