Адаты в Армении

Адаты в Армении

Адат - слово арабского происхождения, в армянском языке эквиваленту данного понятия служит слово Авандуйт, однако слово Адат в армянском с давних времен получило свое закрепление, сохранив свою основную смысловую нагрузку. Вместе с тем, Адат в арабском понимании, отличается от адата в понимании армянском.

Адат (Авандуйт) в армянском варианте прежде всего этнокультурные традиции, касающиеся различных сфер жизни: семейной, общественной и т.д., но не трансформировавшихся у армян в обычную правовую систему, как у арабов, в следствии наличия у армян древних судебников, которые охватывали практически все сферы жизни, регулируя все отношения на основе свода законов. (например- судебник Мхитара Гоша:юридический сборник состоящий из армянского обычного права,ряда положений ромейских законов, церковных постановлений, состоит из введения и 2 частей: церковные каноны и светские законы). Это являлось показателем высокой развитости Армянской цивилизации.

Каждая область, каждый город, каждая деревня, имеют свои особые адаты, которые могут встречаться только в этой местности.
При этом безусловно в каждом временном отрезке существовали адаты общие для всех армян и по всему Армянскому Нагорью.
Следовательно можно сделать вывод, что адаты прежде всего являлись хранителями нашей самобытной культуры и традиций, передаваясь из поколения в поколения, и храня память предков в новых поколениях.

Армянские адаты прежде всего горские адаты. Как уже говорилось, ареал проживания армян простирался по всему Армянскому Нагорью, соответственно природно-климатические условия в первую очередь оказали влияния на формирование адатов. Горы, суровый климат формировали адаты, которые отличались большей консервативностью, патриархальностью, большим вниманием к нравственности, причем следует отметить, что армяне, как средиземноморские (киликийские), так и черноморские (амшенские) проживали на побережье в горных недоступных местностях, в связи чем их авандуйты также являются горскими. Дух горской свободы превращал в культ чувство личного достоинства. На этой основе свормировался армянский менталитет. Главные этические и эстетические ценности: мужчины – смелы и горды, женщины – скромны и прекрасны.

Стоит также отметить общую схожесть горских традиций у многих народов, которые по происхождению являются обитателями горных вершин.
Например: Баски, Корсиканцы, народы Северного Кавказа и другие имеют схожие правила поведения, присущие горцам. Вот некоторые из них:

уважение к старшим, особое отношение к женщине, кодекс мужской чести, почитание семьи, гостеприимство, тесные родственно-клановые связи, преданность дружбе, традиции взаимной поддержки, непокорность, свободолюбие, высокое понятие о чести и достоинстве и многое другое.

Следуя дальше можно сказать, что Армянские адаты, как и сам институт адата, со временем претерпевал изменения, однако всегда хранил ту основу, то ядро, которое оставалось неизменным во все времена и сейчас остается таковым.
Следование именно этой основе адатов, являлось ключевым критерием сохранения своей идентичности и самобытности.

Сегодня молодому поколению Армян следует придерживаться самым основным обычаям-адатам своего народа: соблюдать нравственные и этические нормы, изучать армянский язык, хранить Христианскую веру в рамках Армянской Апостоьской Церкви,  знать историю своего народа и государства, начиная с древности и заканчивая нашим временем. Быть всегда во всем людьми честными и благородными. Высоко нести звание Армянина.

Эти простые, но важные обычаи является клчевыми для сохранения в себе Армянскго духа.