Горцы: армянский национальный менталитет

Огромное влияние на характер армянина оказали география и история страны. Подобно горным хребтам душа его возвышенна, и подобно горам же изранена, изборождена душа его.

Душа Армянина не мыслит бескрайними просторами, душа его стиснута горами, вследствие чего в нем наблюдается постоянная готовность к полной мобилизации духовных и физических сил.

Эта особенность армянского народа, нарушая теорию Л. Гумилева, приводит к постоянному наличию в нем достаточного количества пассионариев для поддержания высокого энергетического потенциала нации. Здесь, пожалуй, уместны и повышенное ультрафиолетовое излучение, и подземные вулканы, и многие другие признаки сакральности Армянского нагорья.

В истинном армянине со счастливой и удивительной гармоничностью сочетаются абсолютная жертвенность и неистовое, бесшабашное мужество. Подобное сочетание "горючей смеси" с удивительной постоянностью порождает воина, способного на самые героические свершения.

В лоне Армянского нагорья сформировался горский характер армянина: нравы, обычаи и традиции. В борьбе за жизнь, в постоянных сражениях против иноземных вторжений, армяне создали законы и обычаи, которые развили у них сильное чувство национальной индивидуальности. Отчаянная любовь к свободе и готовность биться за нее до последнего издыхания позволяла им не только противостоять несметным полчищам завоевателей, но и выживать в этой неравной борьбе. Сила и устойчивость, появившиеся вследствие этих особенностей национального характера помогли им пронести все эти законы и обычаи сквозь века и даже совмещать многие из них с новой действительностью. На протяжении веков армянин оставался верным хранителем своих гор, и заснеженные вершины Армянского нагорья, были домом и крепостью для своих верных сынов.

И даже, если судьба бросала Армянина в чужие края, он всегда оставался горцем: благородным и храбрым, честным и гостеприимным, чтящим превыше всего нравственность и семейные ценности, почитающим своих предков, всегда готовым встать на защиту своей Родной земли, Христианской веры и народа.

Таким образом, в мировоззренческих схемах, которые формировались в сознании армян, доминирующими являлись концепты «независимости» и «свободы». Состояние постоянной готовности дать отпор захватчикам, отстоять независимость своего общества диктовало горцам требование оставаться лично свободным. Дети гор – это дети свободы, свободолюбивые и гордые. Из этого же ряда основных мировоззренческих концептов следует назвать представление горцами Армении отношений господства и подчинения. Как видно из рассмотрения традиционной общественно-политической структуры горских обществ, горец не признавал над собой никакой власти. Весь горский этикет основан на сильно развитом чувстве личного достоинства. Смиренность в поведении и этикете сочетается с полнейшей независимостью характера и основывается на уважении к самому себе, когда другим тщательно отмеривается та степень уважения, которая требуется и для себя.

Особенностью армянского менталитета является уважение личного достоинства и личной свободы и связанные с ними ярко выраженный индивидуализм и непокоримый дух.

Горцы Армении являются консервативными как в своих политических пристрастиях, так и в общем мировоззрении, привержены национальному образу жизни и патриархальны в традициях. Она наиболее вспыльчивая и агрессивная, но и склонная к компромиссам часть народа. Воинственны. Практически все значительные и широко известные национально-освободительные движения армянского народа начинались в горах. Горы же оставались последним убежищем народа и его пассионариев.

Армянские горцы чувствуют личную ответственность за судьбу всей Армении. Живут высоко и видят далеко, и не только в пространственном значении. Весьма преданны в дружбе, добры по природе. Жителя армянских гор легко уговорить, если дело не касается основополагающих интересов народа, но сломить, запугать его практически невозможно.

Горцы Армении придают исключительно большое значение родственным связям, с большим почитанием относятся к родителям и старшим вообще. Практически у каждого рода есть свой лидер, пользующийся среди ближней и дальней родни большим авторитетом (род в Армении - это объединенная общей фамилией или общим предком группа людей-родственников, в которую органично вливаются и жены-невестки).

Горцы удивительно щедры, зачастую до расточительности. Гости у них пользуются особыми привилегиями. Любой из них может рассчитывать на радушный прием: ради гостя может быть заколот последний ягненок в хозяйстве, вынуты из закромов последние припасы на зиму. Обычно обильное угощение гостя нередко сопровождается властными обращениями к женской половине семьи с требованиями побогаче и побыстрее накрыть на стол.

Оружие в армянском национальном костюме существует с древнейших времен, имеет глубокие традиции и является неотъемлемой частью Горца Армянина, а его существование было связано в том числе и с особой организацией воинства в армянском государстве.

Горец мужчина считался и являлся воином и в любой момент мог быть призван на воинскую службу. Мужчины - свободные люди, имеющие право на ношение оружия, должны были всегда иметь его при себе и по световому либо звуковому сигналу прибыть на заранее определенное место сбора. Интересно отметить, что эта система сохранилась в горных районах Армении, например, в Арцахе она успешно функционировала до 18-19 веков.

Армянские горцы были идеологами и лидерами освободительной борьбы 19 века, причем многие из них были горцами Арцаха, Сюника, Лори, прибывшие в Ван, Муш, Сасун и другие районы Армении для помощи своим соотечественникам в героической борьбе против захватчиков.

Во времена Геноцида именно горцы оказали достойное сопротивление турецкой государственной машине в лице армии и полиции. Уже во время Сардарапатской битвы стало ясно, что именно выходцы из горных регионов, в которых мужчины никогда не расставались с оружием, атаковали и увлекали за собой остальную часть войск, став костяком, вокруг которого аккумулировалась воинская доблесть армянского народа.

Как отмечают исследователи, сын мелика при вступлении на княжеский престол должен был быть утвержден народом. По сути это было отголоском древних воинских традиций, когда воины утверждали кандидатуру военного вождя. У горцев же военная и гражданская власть слилась в лице мелика, поэтому он обязательно должен был быть утвержден народом. Для того, чтобы народ утвердил мелика, он должен был заслужить уважение народа – быть храбрым и умелым воином, справедливым судьей. Если старший сын мелика  не пользовался уважением народа, то народ мог не утверждать его, тогда следующим кандидатом становился следующий сын. То есть в роду мелика существовала определенная конкуренция и происходил естественный отбор – люди не соответствующие титулу мелика не попадали на престол несмотря на свое происхождение.

Как видно из вышеописанного горцы – люди гордые. Сохранился у армянских горцев, несмотря на активное противодействие церкви, и обычай кровной мести. Традиция предписывала привезти плененного на могилу погибшего и там совершить обряд маттах -  перерезав горло описать кровавый круг вокруг могилы. Традиция сохранилась до наших дней -  первые годы  освободительной войны в Арцахе, когда войну вели отряды фидаинов и ополченцев по своим правилам и понятиям, обряд маттаха практиковался с пленными врагами.

Еще одна древняя традиция кровной мести – сбрасывание со скал. В древности, в дохристианскую эпоху, в этот процесс вкладывался сакральный смысл. Несмотря на противодействие церкви этот обряд сохранился в горах Сюника – уже в ХХ веке горцы оборонявшие край от турок, кавказских татар и большевиков сбрасывали плененных со скал.
В Зейтуне местные горцы также практиковали этот обычай еще в 19 веке.

В силу исторических реалий Армянское нагорье делят на Западную и Восточную часть. Следовательно различают горцев Западной Армении и горцев Восточной Армении. Эти разделение носит весьма условный характер, и скорее обобщает всю ту богатую и самобытную культуру, которая созидалась тысячелетиями.

То есть в группу горцев Западной Армении входят различные регионы, как Муш, Сасун, Зейтун, Хнус, Амшен и многие другие. Каждому из данных регионов свойственны свои особенности. Точно также и в Восточной Армении, многообразие горных регионов, таких как, Сюник, Арцах, Джавахк, Лори, хранит в себе богатейшую культуры, обычаи и традиции.
Соответственно наблюдается различие, как в традиционных мужских и женских костюмах, так и в определенных адатах (авандуйтах).