О важности чтения Св. Писания

"Когда читаешь писания, то тогда Бог

говорит с тобою, а когда молишься -
ты сам говоришь с Богом".

/Св. Татеваци/.

"Итак, пребывай в молитве, возлюбленный, и не ленись, потому что молитва может совершить многое; и не приступай к молитве, как к маловажному делу. А что молитва доставляет прощение грехов, это можешь узнать из божественного Евангелия".
И не только об этом, но и о многом другом можно узнать в Священном Писании.

И поэтому дорогой верующий, надо сказать, что насколько для нас важна молитва, настолько и важно чтение Священного Писания. Ибо, как телесная пища для поддержания сил наших, так и чтение Писания для души. "Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрою".

А чтобы узнать как важно для нас чтение Писания, мы опять обратимся к словам изреченными златыми устами Св. Иоанна. "Великое благо, возлюбленные, чтение божественного Писания. Оно умудряет душу, оно переносит ум на небо, оно располагает человека к благодарности (пред Богом), оно не допускает его пристраститься к чему-либо нестоящему, оно заставляет ум наш постоянно обитать на небесах, побуждает нас делать все в надежде на воздаяние Всевышнего и стремиться с величайшею ревностью к подвигам добродетели. Здесь-то (в Писании) можно хорошо узнать мужество праведников, благость Всевышнего и обилие воздаяний.

Им-то можно возбудить себя к соревнованию и подражанию любомудрию доблестных мужей и (не дать себе) ослабеть в подвигах добродетели, но твердо полагаться на обетования Божии и прежде их исполнения. Поэтому прошу, будем заниматься чтением божественного Писания с наибольшим тщанием. Таким-то образом мы приобретаем и знание (его), если будем постоянно обращаться к тому, что в нем содержится. Невозможно, в самом деле, чтобы тот, кто с усердием и всяким усилием занимается словом Божиим, был когда-нибудь оставлен (Богом) в пренебрежении; напротив, если и нет у нас наставника - человека, то сам Господь, проникая в сердца наши, просвещает ум, озаряет смысл, открывает нам сокровенное и таким образом бывает для нас наставником в предметах, неведомых нам, лишь бы только мы хотели сделать то, что от нас зависит.

Так, когда мы возьмем в руки духовную книгу, то, сосредоточив свой ум, собрав мысли и удалив от себя всякий житейский помысел, будем таким образом совершать чтение с великим благоговением, с полным вниманием, чтобы быть достойным руководиться Духом Святым в разумении написанного и получить отсюда великую пользу.


Все могут узнать, что никакое время не может служить препятствием к чтению слова Божия; что не только дома, но и ходя по торжищу, и совершая путешествие, или находясь в многолюдном собрании и занимаясь делами, можно нам упражняться в этом чтении, чтобы, сделавши от нас зависящее, тотчас получить нам и руководителя. Видя наше расположение к духовному (знанию), Всевышний наш не презрит нас, но подаст озарение свыше и просветит наш ум. Не будем же, прошу, пренебрегать чтением (Писания), но, понимаем ли содержащееся (в нем), или не понимаем, (во всяком случае) будем, как можно чаще, обращаться к нему.

Постоянное упражнение в чтении напечатлевает неизгладимо в памяти (прочитанное) и часто, чего сегодня мы не могли понять при чтении, то вдруг понимаем, снова приступив к чтению завтра, потому что человеколюбивый Бог невидимо просвещает наш ум".

Итак, узнав о важности чтении Священного Писания, отметим и то, что читать надо без сомнения - с верою, и это очень важно, ибо сомнение по словам Св. Иоанна Кронштандского есть тяжкий грех: "Если истина чего-либо открыта в Божественном слове, исследована и объяснена богопросвещенным умом св. мужей, прославленных Богом, и познана сердцем в ее свете и животворности, тогда сомневаться в ней, недоумевать о ней есть тяжкий грех, есть дьявольское кичение ума и сердца".

А вот, "когда враг приразится к сердцу сомнением в каком-либо слове Спасителя и уязвит тебя, скажи ему внутренне: каждое слово Бога моего Иисуса Христа есть жизнь для меня, и яд сомнения извергнется из сердца, и спокойно будет на душе".

Далее, дорогой верующий, наверное, не безынтересно будет тебе узнать и то, как читать Священное Писание. Итак, первое, что ты должен сделать, когда приблизишься к Библии, - это взять ее с благоговением, с чувством, что мы держим не только какую-нибудь книгу и что будем читать не просто слова, но что это книга и эти слова - это СЛОВА Самого Господа Бога - "глаголы жизни вечной" /Иоан. 6:68/, в которых мы можем увидеть Самого Бога и себя, таким каким мы есть на самом деле.

Далее, молись в сокрушении духа Господу, чтоб Он открыл тебе очи видеть "чудеса", сокровенные в законе Его: "Говори, Господи; ибо слышит раб твой /1 Цар. 3:9/, или же:
Я - раб Твой; вразуми меня, и познаю откровения Твои /Пс. 118:125/".

А когда начнешь читать, то внимательно прислушивайся к тому, что Он говорит, вглядывайся в то, что Он творит, и все это с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испускает луч жизни.

Пренебрежение же жизни смерть. Знай и то, что нельзя довольствоваться одним только бесплодным чтением Писания; старайся исполнять его заповеди, читай его делами, ибо это книга жизни, которую надо еще читать и жизнью. Читая, не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть святую Истину, а не красноречия, ибо Слово Божие есть единая Истина, и если ты признаешь за ложь одно какое-нибудь сказание, изречение, слово, ты погрешишь против истины всего Священного Писания. Ищи также полезное для тебя, а не тонкости слова; не исследуй, почему и как написано, ибо это любопытство будет мешать тебе в чтении Писаний.

В конце концов, если хочешь почерпнуть пользу, то читай в смирении и в простоте, веря во все прочитанное.
Итак, все Священное Писание почитай Истиною: как о чем говорится, так то и было, бывает или будет.


Храни Вас Господь!
Иеромонах Гевонд