Многовековая борьба и Церковь

Неустанная борьба, которую вели армяне целые века во имя креста, придала их церкви строго национальный характер. В церковные песнопения армян вошли священные гимны - шараканы, задушевные излияния духовных писателей-поэтов в тяжкие минуты отечественных бедствий. Большинство армян наизусть знает и поет эти гимны вслед за священнослужителем. Им знакомы имена многих авторов, возносивших горячую молитву Всевышнему за избавление христианской отчизны от той или другой опасности. В этих песнопениях порой описываются в общих выражениях даже известные моменты и некоторые подробности пережитой опасности.

 

 

Итак, армянская церковь, тесно слившись с историческими судьбами народа, сделалась вполне национальной, более национальной, чем всякая иная церковь.

После сказанного ясно, что для каждого армянина перейти в другое вероисповедание значило и значит порвать связь со многовековой духовной жизнью своего народа, с которой он сросся всем своим существом и всеми чувствами своего сердца.
Не говоря уже об армяно-григорианах, но и армяно-католики выступали всегда с энергичной защитой за права национальной церкви, где поются шараканы и богослужение совершается на родном языке. Ярким примером этого может служить двадцатилетняя борьба горсти армяно-католиков в Турции против репрессий Ватикана.

 

 

 

Многовековая борьба армян против византийцев (V-XI вв.) и против латинян (XII-XIV вв.) вызывалась все тем же стремлением сохранить самобытность своей национальной церкви. Те и другие домогались склонить армян к унии, ведущей к слиянию слабой по пастве церкви с более сильными, и к поглощению армянского элемента греческим и латинским. Но безуспешны были их вековые попытки воспрепятствать армянскому народу молиться на языке, на котором он читал свой мартиролог и черпал в нем новые силы для дальнейшей жизненной борьбы!